Страничка музыкального руководителя

Музыка и здоровье детей

Музыка лечит,  музыка успокаивает, музыка  поднимает настроение… Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье. Наши далекие предки, создавали музыкальные инструменты и с их помощью, находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека.

        Пение.  Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.  Зарождающийся во время пения , звук,  только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Это своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.

         Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ 

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных  СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

       Но следует помнить, что для вокалотерапии,  лучше использовать мелодии русских народных и детских песен.

        Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей?  При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.    Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм мозга.  Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши органы, что может разрушающе действовать на мозг.

        В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения: «Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса,  «Свет луны»  К.Дебюсси  –  при  сильном нервном   раздражении. 

 «Мелодия»  В. Глюка,  «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

 «Весенняя песня» Ф.Мендельсона,  «Юмореска» А.Дворжака,  «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли. 

«Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление. 

Для общего успокоения – Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария»

Для уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»

Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года»

Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди.

Для улучшения самочувствия, настроения – Бетховен «Увертюра Эгмонд»,  Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» 3-я часть

Для крепкого сна – Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк «Мелодия»

Для стимуляции творческой деятельности – Дунаевский «Цирк» Лея «История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»

Расслабление организма, восстановление сил — Бетховен «Лунная соната», Равель «Караван», Лей «Мужчина и женщина»

Нормализует работу мозга – Григ «Пер Гюнт»

    Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно  скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.

 Необходимо знать  некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:

— Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук. — Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

— При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

 Помните:  Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы «зомбирует» ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Прекрасной колыбельной для вашего ребенка станет знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Старайтесь подбирать для малыша произведения, в которых задействованы один-два музыкальных инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше.

Музыкальная терапия противопоказана:

 -детям с предрасположенностью к судорогам;

 -детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;

-детям, страдающим от отита;

-детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Ну вот и все, что я хотела рассказать про пользу музыки для воспитания и здоровья детей и взрослых.

Слушайте хорошую и полезную музыку, будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и здоровыми.

Консультации для родителей:

2017-2018 учебный год

Роль театрализованной деятельности в развитии детей

«Как развивать творческие способности дошкольников»

«Музыкальные игры в семье»

«Применение здоровье сберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию»

«Театрализованная деятельность, как технология развития ребенка.»

Творческий отчет деятельности театрального кружка в 2017-2018 году

«Малыш и музыка» Азизова Л. О.

«Музыка в семье» Виноградова А. М.

2018-2019 учебный год

«Поиграем со звуками» Азизова Л. О.

«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников» Виноградова А. М.

«Музыкотерапия-как эффективный метод оздоровления дошкольников» Азизова Л. О.

«Праздники дома»Виноградова А. М.

«Охрана детского голоса» Азизова Л. О.

«Музыкальные игры в семье» Виноградова А. М.

«Взаимодействие родителей и ДОУ в раскрытии одаренности ребенка» Азизова Л. О.

«Для чего нужна ребёнку ритмика?» Виноградова А. М.

«Памятка для родителей» Виноградова А. М.

«Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Азизова Л. О.

С уважением, музыкальный руководитель Азизова Л.О., музыкальный руководитель Виноградова А.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *